Проект «Европейское кафе – открытое пространство Европы»
и театр «Крылы Халопа»
14 января 19.00
15 января 18.00
Место: Пространство КХ
Брест, Халтурина, 2\1
Приглашаем на публичную лекцию
Ольги Романовой «Как создавали «советского беларуса»? Беларусский кинематограф 1930-х годов в борьбе с «буржуазным национализмом»
14 января
Образ «советского беларуса» родился как результат сталинской национальной политики. Он создавался с начала 1930-х годов силами советского беларусского искусства и пропаганды, под угрозой репрессий по делам о «буржуазном национализме» и в контексте массового раскулачивания крестьян.
Особую роль в его конструировании сыграл кинематограф – как самое массовое искусство, органично сочетающее развлечение с идеологией. Экранный образ советского беларуса изобретался в атмосфере жесткой партийной критики беларусских фильмов и работы национальной киностудии, находившейся в Ленинграде, конфликтов в системе киноруководства, обвинений работников киностудии то в «беларусском национализме», то в «великодержавном шовинизме». Беларусские фильмы, снятые в 1920-е годы, задним числом были признаны «политически ошибочными».
Какую модель национальной идентичности был призван вытеснить образ «советского беларуса»? Как на конструирование этого образа повлияли темы эмансипации и модернизации? Почему образы советских крестьян стали постепенно наделяться детскими чертами? Каким образом «национальное» было совмещено на экране с утопическим? Как модифицировался «советский беларус» в послевоенном кино? И насколько суггестивна и устойчива оказалась изобретенная в 1930-е годы модель национальной идентичности – какие черты «советского беларуса» автоматически воспроизводятся сегодня?
Лекция будет сопровождаться показом фрагментов как редких, так и популярных беларусских фильмов.
15 января
«Национальное» в свете утопического воображения: фильм «Концерт Бетховена» (1937, к/ст «Советская Беларусь»)
«Концерт Бетховена» (реж. В. Шмидтгоф, М. Гавронский) — это детский музыкальный фильм, музыку к которому написал И. Дунаевский. Большинство советских критиков оценило его как крупный успех беларусской кинематографии. Эта легкая, ритмично смонтированная картина была хорошо принята зрителями как в советском, так и в зарубежном прокате. В том же 1937 году она была награждена Почетным дипломом Международной выставки в Париже.
В советском кинематографе 1930-х гг образы детей несли в себе, как правило, особую идеологическую нагрузку – на них проецировались идея «чистого» советского человека, не знавшего, подобно взрослым, дореволюционной жизни. Поэтому сегодня «Концерт Бетховена» можно смотреть не столько как удачное детское кино, сколько как задорное воплощение советской утопии, где герои-дети воплощают коммунистическое будущее со всей детской непосредственностью.
После просмотра фильма состоится дискуссия, где мы обсудим основные черты и причины суггестивности советской утопии, специфику соотношения «утопического» и «национального», а также вопрос, как и зачем нам сегодня смотреть советское кино.
О лекторе:
Ольга Романова (Минск) – кандидат филологических наук, культуролог. Сфера научных интересов – история и теория советского и национального кинематографа, исследования советской и постсоветской культуры. Руководитель концентрации «Массовая культура и медиа» и преподаватель Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси. Автор статей о советской культуре, советском и национальном кино на сайтах «Новая Европа» и «Уроки истории».
Вход свободный!