Читка пьесы Павла Пряжко «Трусы» была запланирована в арт-кафе «Кирпич» на 18 декабря. Но неожиданно нам поставили условие- предварительный просмотр так называемой художественной комиссии. В комиссию вошли руководители «от культуры» и театральные режиссеры нашего города.
В результате просмотра пьеса «Трусы» была запрещена для показа из-за большого количества ненормативной лексики, «которая не допустима в учреждениях культуры», невразумительности и непонятности сюжета пьесы, неудовлетворительности и бедности театральной эстетики, выражаемой в отсутствии театральных костюмов и сценографии (при том, что «Трусы» заявлены как читка, а не спектакль), общего ощущения «туалетности» речи и темы пьесы… Также в вину вменили плохую режиссуру и плохую актерскую игру, слишком длинный и дрожащий из-за ручной камеры видеоряд, и даже неприглядность и опять-таки неэстетичность трусов Нины, которые она развешивает на веревке в видеоряде… Сказано было, что театр не может быть таким — он должен учить, радовать глаз, быть эстетичным и все такое прочее. Немаловажным поводом для запрета была невозможность переносить мат отдельными членами комиссии и отрицание того факта, что ненормативную лексику использует большая часть русскоговорящей общественности.
В конце о(б)суждения все свели к тому, что те 10 (!) человек, которых мы способны собрать для своих показов, никак не окупят работу кафе, и пожурили, что мы собрались обманывать зрителя и продавать билеты на заведомо провальный спектакль (хотя идея продавать билеты не наша, а мы сами никогда и ничего не имеем с билетов на наши спектакли). И в конце концов порекомендовали порадоваться и поблагодарить за добрую критику и за то, что комиссия предотвратила наш неминуемый позор перед зрителями…
Отдельным доводом было то, что Пряжко конечно любят и ставят в России, но «из подвалов он не вылазит» (имеется ввиду московский Театр.doc), что несомненно достойно презрения всеми уважаемого режиссера Брестского театра драмы и музыки, а гораздо большего презрения от него заслужили мы, жалкие любители. Впрочем эту самую дозу презрения (а также унижения) наш скромный театр получает уже почти 9 лет во время этих самых художественных комиссий.
“Трусы” Пряжко – эксперимент для нашего театра. Пряжко — беларуский драматург, которого практически не ставят в Беларуси, и мы хотим, чтобы его пьесы увидели/ услышали беларуские зрители. Мы почти никогда не использовали слово в своих спектаклях. К тому же это был вызов самим себе: сможем ли мы справиться с такого рода текстом и такого рода языком, ничего не вычеркивая. Не все спектакли должны быть удобоваримы и успешны у зрителя. Что-то может вызвать отторжение, и это нормально. Есть эксперимент в драматургии, и есть в театре. Никто из нас не боялся быть раскритикованным зрителем, но сегодня нам отказали в этой возможности.
Для понимания реакции зрителя на такую драматургию мы задумывали дискуссию со зрителями после читки, но показательной была реакция комиссии: “Какая дискуссия?! О чём здесь дискутировать?!!” Мнение зрителей, как и наше собственное мнение по поводу “Трусов”, Пряжко и всей Новой драмы никого из комиссии не интересовало и не интересует…
И все же мы полны желания узнать, опозоримся ли мы, как пророчила худ. комиссия, и потому сейчас ищем место, никак не связанное с официальной культурой, для показа “Трусов” ЗРИТЕЛЯМ, а не цензорам. И получить одобрение или освистание ЗРИТЕЛЯ. Как это и должно быть в театре.